Форма входа

Логин:
Пароль:

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 211



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Суббота, 25.11.2017, 10:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Ковырино
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Вокруг сельца Ковырина

Церковь во имя Дмитрия Солунского в Широгорьи

 

В середине лета этого, 2008 года, случилось  событие печальное, но ожидаемое.  Рухнула колокольня и стены  тёплого храма одной  из красивейших церквей  в окрестностях Вологды   - Широгорской  церкви.
 
Это ступеньки крутой лестницы, которая вела на колокольню, её теперь можно увидеть только на фоографиях.
 
 
 

 Холодный храм был покрыт железной крышей, что помогло ему сохраниться лучше других помещений. Хочется хоть немного рассказать  об этом уникальном  храме, точнее о том, что от него  сохранилось.

Храм во имя Дмитрия Солунского в Широгорье существовал с незапамятных времен.  Во всяком случае –  построили его ещё до Смутного времени. Сначала был деревянным, с середины XVIII века обветшавший деревянный храм заменили каменным. Местные жители рассказывают, что на храме было пять позолоченных куполов в форме луковиц: четыре маленьких и один большой. На большом куполе стоял золотой крест .

Храм выполнен в стиле барокко. Окна украшены наличниками. Наличник  состоит из сандриков, опирающихся на консоли, и скругленных пилястр, завершающихся капителями. На всех окнах сохранились старинные решетки. Сверху имеет профилированный карниз, городки и зубчики. В холодном храме были два отдельных входа. Был он двудсветным – то есть окна в два ряда.

 

 В холодной церкви находились  престолы:

1.     Божьей Матери Казанской

2.     Пророка Ильи Божьего

Внутри холодный храм был расписан фресками, фрагменты которых сохранились и поныне. Чтобы понять, что изображено на фресках был проведен детальный осмотр этих фресок, существенную помощь в определении изображений оказали  известные вологодские реставраторы: Соколова Ольга Александровна и Мирра Евсеевна Даен. Вероятно, это следующие изображения:

Над алтарем (на востоке) – изображение Архангела Михаила и ангельских чинов – представителей мира небесной иерархии, посредников между Богом и человеком.
 
 
 Эта часть росписей сохранилась лучше всего. Архангелы изображены в следующем порядке:

Архангел Михаил – предводитель воинства ангелов и людей во вселенской битве с Сатаной. Он изображен со щитом и огненным мечом.

Чуть выше, слева изображен Архангел Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Над Архангелом Михаилом – изображение архангела Гавриила. Он обычно изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом – в левой. В нашем случае мы видим его изображение с зеркалом. Гавриил изображается с зеркалом потому, что он считается вестником судеб Божьих о спасении рода человеческого.
 
 
 
В самом верху данной группы Архангел,  держащий в левой руке свечу, а в правой  руке сосуд на  трёх длинных цепочках,  напоминающий кадило. Что это?   Если это сосуд с целебным маслом, то перед нами  целитель Архангел Рафаил, если таким образом живописец изобразил весы, то перед нами Архангел  Иеремиил. В нашем случае этих Архангелов сложно идентифицировать, потому, что в группе архангелов, расположенных напротив в  левой части фрески, симметрично расположена  похожая фигура Архангела, держащего  подобный сосуд  (но этот предмет, скорее всего и  будет являться весами)  в правой руке  и, соответственно,  в левой – свечу.
  
 

Слева снизу, вероятнее всего, изображен Архангел Иегудиил (видно, что он держит венец – награду для всякого христианина, служащего Богу)

Мы смеем предположить, что слева от Иегудиила изображен Архангел Уриил. Дело в том, что у этого архангела в правой руке должен быть меч, а у того, кто показан на фресках, руки сложены так, будто бы в них действительно находится меч, острием направленный вниз.

Последнюю фигуру можно определить только методом исключения, так как ее изображение стерто полностью. Вероятнее всего, это Архангел Варахиил.

               
  На южной стене, скорее всего, изображение Вознесения Господня
 
      
 
 
На западной стене изображение Пресвятой Богородицы.  По левую и правую руку от неё преклонённые  ангелы.
 
 

                       

 
 
 
 На северной стороне показано или Воскресение Христово, или Преображение Господне. Фреска сохранилась очень плохо, но можно рассмотреть центральную фигуру, Иисуса Христа. Слева – коленопреклоненная фигура в синих одеяниях – скорее всего – это один из апостолов. Внизу можно рассмотреть фигуру ледащего на земле человека. Судя по его позе – это либо спящий человек (тогда перед нами фреска Воскресение Христово; лежащая фигура – спящий римский воин), но, более вероятно, что это фигура упавшего в испуге человека (тогда это фигура одного из апостолов, присутствующих при Преображении Христове).
       
  
 
  
 
          В парусах изображены четыре Евангелиста с таинственными существами. По православным канонам должны быть: в юго-западном парусе - Лука с тельцом,  в северо-западном - Марк со львом, в юго-восточном - Матфей с существом в образе человека, в северо-восточном - Иоанн Богослов с орлом.
                              
 
                            
 
                                фрагмент росписи
 
 В нашем случае мы сталкиваемся с ошибкой художника, который поменял местами Евангелистов Иоанна и Матфея

Там же сохранились картуши, в которых, вероятно, тоже находились  росписи

В главном куполе — Спас Нерукотворный
 
На кладбище рядом с церковью сохранились старые  надгробные плиты, к, сожалению, и  они  уничтожаются.
 
                     
 
                   надгробная плита на  могиле Степана Тимофеевича Волоцкого.
 
 
 
Категория: Вокруг сельца Ковырина | Добавил: Елена (18.12.2008)
Просмотров: 1244 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017