Время основанияГоворовско-Богородицкой церквинеизвестно. Средибывших жителейселасуществовала легенда о посещении Говорова царём Иваном Грозным.Якобы, после того, как в строящемся Вологодском Софийском соборе упала на головугрозному царю плинфа каменная в гневе покинул онгород и молчал до тех пор покане доехал до пригородного села. Там он изволил заговорить. Отсюда и название села Говорово. Иван Васильевич не только заговорил, но и приказал сделать привал. Там, где, стоял царский шатёр, позже поставили церковь.
Легенда эта очень любима говоровцами. Но вряд ли достоверна. Во-первых, заехать Иван Грозный в Говорово мог только в томслучае, если бы направлялсяв сторону Твери или Новгорода. Да и привал делать, едва отъехав от города, вряд ли стали бы. Впрочем, так как документовна этот счёт не сохранилось, предположения можно строить разные.
Так или иначе, но церковьв Говорове была поставлена в незапамятные времена.
Она упоминается в окладной книге в 1618 годукакприходская церковьво имя Святого ПраведногоСимеонаБогоприимца. Сначала церковь была деревянной, ксередине XVIII века она сильно обветшала (согласно клировым ведомостям,она существовала до 1763 года) и стараниями прихожанинаковыринского помещика ПавлаАлексеевича Засецкоговместо неё была построена церковь каменная.
Из клировых ведомостей Говоровско-Богородицкойцеркви от 1900 года:
«Церковь тёплая с холодною и колокольней в одной связи каменная, одноэтажная и по устройству своему прочна и крепка… Тёплый храм освящён в 1812году 7 Апреля.ПреосвященнейшимЕвгением ЕпископомВологодскими Устюженским.
Холодный храм освящён в 1814 году 14 сентября Преовященнейшим Онисиформ. Оба храма обновлены и освящены тёплый в 186024 сентября, холодный-в186617 сентября.
Внутреннее убранство Говоровской Богородицкой церкви.
Ктёплой церкви с южной стороны пристроен каменный придельный храм во имя Святой ВеликомученицыВарвары на собственный капиталбывшей прихожанкисей церквипомещицы ВарварыАлександровны Засецкой.Постройка сего придельного храма была начатав июне 1867 года,а закончена27 ноября 1868 года.
Паникадило из горного хрусталя. Говорили, после разгрома церкви, видели его в одном из советских учреждений.
Святых престоловвхолодном храме – один – в честьрождества Пресвятой Богородицы. В тёплом храме – три. Всередине- во имя Святого ПраведногоСимеонаБогоприимца и Анны Пророчицы, здесьже и древняя икона Святого ПраведногоСимеонаБогоприимца.Второй, по правую стену- в честь трёх святителей : Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По левую сторону- во имяСвятой Великомученицы Варвары.
Алтарная часть храма
Земли храму принадлежит 86 десятин(скотный выгон – 6 десятин, пахотной земли 30 десятин, сенокосной земли – 45 десятин).
Дома священника и псаломщикасобственные на церковной земле."
Дома церковного причта стояли особицей - на правом берегу Содемки в деревне Медуницино ( собственно, в ней и жили только служители Говоровской церкви). Сейчас на этом месте жилые кварталы улицы Медуницинской.
На содержание причта получают из вологодского губернскогоказначейства священник- 294 рубля в год, псаломщик- 96 рублей в год.
На приходскомкладбищев 10 саженях от церкви находится богадельня, в которой живёт церковный староста и 8 человек женского пола и один мужского, получает годовое содержание отпомещика сельца Ковырина Василия Германовича фон Тюмена. Тут жев отдельной комнате живёт просфорня церкви.
Расстояниеот города Вологды – 3 версты.»
Приход Говоровско-Богородицкойцеркви былсравнительно небольшим. В него входили жители сельца Ковырина, села Говорова и деревенек Чернышова и Охмыльцева.
Из клировых ведомостей от 1900года:
«Из благочестивых обычаев в приходеделают крестные ходы:
-в деньСвятого Великомученика Георгия 23 апреля в ходе его молебен посреди села и окропление святой водой всегоскота;"
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.
-в день Пророка Божия Илии 20 Июля в селе Говорове, после молитв в келе потом крестный ход кругом села;»
-в день Святых Апостолов Петра и Павла 29 Июня в деревне Чернышово молебн среди села, окропление святой водой людей, полей, скота
-в день Казанской Божьей Матери 8 Июля в деревне Охмыльцеве. Сей крестный ход в деревне Охмыльцево установлен в 1861 году в память избавления крестьян от крепостной зависимости.
-в день Успения Божией Матери 15 августа в сельце Ковырине водосвятный молебен совершается среди озимого поля, а затем кругом сельца через все поля совершается крестный ход с окроплением святой водой всех полей, домов, овинов."
Последний священник Говоровской Богородицкой церкви.
Вопрос Евгению. Вы случайно не знаете, когда была последняя служба в Говоровской церкви? Дело в том, что в этой статье помещена фотография последнего священника Говоровской церкви. Елена Петровна Силина утверждает, что это Панцырев Николай (мой прадед). Из дневника протоиерея Подстанцкого я знаю, что Панцырев Н.А. умер в 1925 году, а из справки в интернете - что церковь была разобрана на кирпичи в 1935 году. Поэтому я сомневаюсь, на самом ли деле на фото именно мой прадед. Хотелось бы от кого-нибудь узнать, Был ли в этой церкви после смерти Панцырева в 1925 году другой священник. Или где можно узнать, в каом году была последняя служба в Говоровской церкви.
Пишу второй раз за сегодняшний день. В первом комментарии к статье следопытов из Вологды я сожалела, что Говоровская Богородицкая церковь не сохранилась. Извините за поспешный вывод. Церковь все-таки сохранилась или нет? Хотелось бы, чтобы Вы поместили продолжение истории об этой церкви. В ней служили многие годы мои прапрадед Панцырев Алексей Васильевич и прадед Панцырев Николай Алексеевич. Хотелось бы также узнать, где похоронены мои предки, в этом селе или другом месте? Сохранились ли кладбище, где они похоронены? И еще вопрос, имеет ли отношение Говоровская Богородицкая церковь к Родждество-Богородицкому кафедральному собору г. Вологды? Я в самостоятельных поисках в интернете что-то запуталась.
Повторяю также свою просьбу, не могли бы Вы связать меня с Ириной (комментарий 8), которая, может быть, является нашей родственницей, т.к. она написала, что ее муж был прапраправнуком Алексея Панцырева.
С громадным уважением, надеждой на отклик и дальнейшую переписку, потомок Панцыревых Ельцова Ольга Петровна
конечно ее давно нет. при церкви было кладбище, на котором позже был построен дом моей бывшей учительницы по английскому языку. они каждый год на огороде кости выкапывали, так она сама говорила. Говоровская богородицкая церковь была, Судя по старым картам, недалеко от Содемы, между Ковыриным и бываловым. А проходя по Содеме ты видела хоть одну церковь? вот и я нет. она разрушена в 20-е годы прошлого века. домовые книги, которые успели сохранить- это все благодаря Кафедральному Собору, что под горбатым мостом. на днях, кстати, проходил там. до сих пор из земли видны могильные плиты.
кстати, кому интересно. произвел в прошлом году интереснейший рейд по старым заросшим торговым дорогам. наткнулся на удивительную вещь. Среди леса стоит старая заброшеная церковь, а вокруг кладбище старое церковное. понятно, что и купол уже упал, и колокольня обвалилась, НО!!! то, что здание сделано из плинф, а не из кирпича дает мне право судить, что это где-то 16-17-й века. мало того!!!! на одной из стен храма я обнаружил добротно сохранившуюся фреску пророка Моисея с заповедями, а сразу за храмом старый кованый крест с него, но крест здоровья вынести для музея не хватило, больно уж тяжел да и тащить кучу вёрст до Вологды. хрен с ним крест- дело техники. но вот фреска- написана с особым искусством. у меня друг работает в краеведении и не последний начальник, но даже он сказал, что идея никого не вдохновит и оборудования и средств нет, чтобы сохранить памятник искусства. скоро предприму очередной рейд туда и постараюсь заснять все добротно(как смогу на камеру) и выложить сюда, если высокое админство примет. собираюсь туда где-то недели через две, т.е. в начале июня.
кстати, домовые книги удалось сохранить только частично, потому что перед сносом этой церкви как раз бушевал большой пожар. если что, то надо искать или через архив, или через какие-нибудь домовые книги кафедрального собора Покрова Богородицы, что под горбатым мостом. но времени утекло-тьма, так что я даже не знаю.
Прочитала заметку о ГОворовской церкви -прекрасная патриотичная статья, жаль, что церковь не сохранилась. Надеюсь в Ирине, которая написала вопрос к заметке о комментарии помещенного священника, найти свою родственницу. С низким поклоном, Ельцова Ольга Петровна из далекого Казахстана, потомок Панцыревых Алексея Васильевича, Николая Алексеевича и других.
Доброго времени суток!!! Хотелось бы узнать чья фотография выложена в статье. Думается что мой муж - пра-пра-правнук Алексея Панцирева на которое ссылались ребята в статье о Засецких.
Ирина! Извините за задержку ответа. Есть в Казахстане Ольга Петровна Ельцова, она прямой потомок Панциревых. Если хотите, я могу дать Вам её эл. адрес. С увжением Шайдаева Елена Петровна.
версий случившегося можно строить великое множество. и никто, кроме самого самодержца на допросе с пристрастием однозначный ответ на это не даст. простоя высказал свою сугубо субъективную точку зрения, которая, равно как и все остальные, имеет право на существование. но, как бы то ни было, все равно приятно, что и на наши(ковыринские) земли ступала нога августейших особ. Я не пытался спорить, я, как и многие, хочу найти истину, а она, как говорится, где-то рядом.
нет, Елена Петровна, вы меня не поняли. Даже по летописям царь уехал не в тот же самый день. действительно он шел в направлении Твери, НО! не стоит забывать, что эта дорога очень стара, потому то в районе ковырина она расходилась, а одна из ветвей которого шла в поместье Жуково, одно из самых больших и самых богатых на вологодчине, из которого постоянно шли торговцы на центральную вологодскую ярмарку, которая, если не ошибаюсь, работала круглый год. По моим данным, поместье Жуково занимало территорию, назову по деревням, которые есть на карте, Романово, Игнатово, Полагино, Стризнево, Кипелово, Федотово, Дикая, Шеломово, Шоломово, Яковцево и еще много, то есть территория от Тошни до Масляной- это с севера на юг, и от Кипелова до железнодорожной станции Молочная. очень внушительная территория. просто мои предки, так сказать, были крестьянами и родина их именно эти места. так же в эту дорогу соединялась и старая кирриловская дорога, а деревень в округе было очень и очень много. естественно, она была хорошо укатанной грунтовкой. По-моему, царь в гневе мог пойти куда угодно, он в тот момент совсем уходить не собирался, поэтому это чистая случайность. естественно, все крупные дороги собирались в центре города, поэтому то же Говорово могло быть и на месте 5-го микрорайона, и в заречье, и в лукьяново. это, я считаю, воля случая, но эта трасса ничем не отличалась от других.
Женя, статья ещё далеко не закончена. Наверно придется разбивать на 2-3 статьи. Насчёт царя. ну, в общем согласна, выбирать пути -его прерогатива. Логичнее. конечно, было бы предположить, что тронется по Московскому тракту (ныне Советский проспект), но опять же, там у него в Москве трения с боярами, столицу то хотел в Вологду перенести. Но путь на Новгород - тоже не разговор. У него же с Новгородом во всю контры были. Разве что в Тверь двинулся? А насчёт бабушки, жалко, что подробно не распросил. К сожалению, вместе со старшим поколением уходит и информация о прошлом, остаются "скандалы, интриги,расследования".
Елена Петровна, спасибо за интересную статью, но не стоит забывать, что царь шел от Софийского собора в гневе в первом попавшемся направлении, но не по бездорожью. учитывая то, что он был летом, то скорее всего отправился по уже "накатанной" дороге, а то,что привал рано было делать, так, это уж как царю захочется. как гласит легенда, свита с ним была не очень-то и большая. Даже скорее совсем скромное сопровождение, потому что никто не хотел попадать под горячую руку грозного правителя. А перекусил он тем, что на скорую руку смогли раздобыть сопровождающие в окрестных домах. Запил все это крынкой крестьянского самогона(это, видимо, чтобы снять стресс после неудачного "покушения") и отправился к себе в палаты. в скорости он уехал. Это мне рассказывала бабушка, которая еще в детстве прислуживала у последних хозяев усадьбы засецких. правда или вымысел, судить сложно, ноуж больно все складно она растолковывала. жаль только, что этой бабушки уж 10 лет как нет в живых, а то она могла бы и того больше рассказать. P.S. Очень хорошо, что пока без оверквотинга. оверквотинг- зло!